Законодательная база социального служения в Московской Епархии

 

1. Официальные документы Церкви по деятельности Отдела

 

1.  «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви».

Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви:

 

2. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» 4 февраля 2011 г.; п.18

 

3. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском cовещании 2 февраля 2010 года

 

4. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2009 г.

 

5. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2010 г.

 

6. Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла к обездоленным и малоимущим чадам Русской Православной Церкви, получающим помощь в центрах социального обслуживания г. Москвы 19 апреля 2009 г.

 

7. Послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви града Москвы в неделю Крестопоклонную 6 марта 2010 г.

 

8. Основные направления деятельности отделов Московской епархии и благочиний, рекомендуемые митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в свете докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2009 года и Архиерейском Совещании 2 февраля 2010 года

 

9. Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Комитетом социальной защиты населения Московской области от 20 декабря 2002 г.

 

10.  Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Московской областной общественной организацией «Союз женщин Подмосковья» от 23 декабря 2005 г.

 

11. Соглашение между Московской епархией Русской Православной Церкви и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области о взаимодействии в области оказания помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях от 10 ноября 2010 г.

 

12. Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством здравоохранения Московской области 25 августа 2010 г.

 

13. Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Управлением исполнения наказаний Московской области от 15 ноября 2001 г.

 

14. Отдел по благотворительности и социальному служению на сайте Московской епархии

 

15. Сайт отдела по  благотворительности и социальному служению Московской епархии

 

 

2. Действующее законодательство и подзаконные акты

по направлению работы Отдела

 

1. При анализе государственного законодательства Российской Федерации и Московской области необходимо учитывать, что в законодательной базе религиозные организации рассматриваются в ряду некоммерческих организаций. Поэтому одним из основных законодательных актов, регулирующих вопросы взаимодействия Церкви и общества, является Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

 

2. С 18 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Согласно его положениям, религиозные организации могут быть включены в государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций. Решение о включении в реестр принимают уполномоченные государственные органы и местные администрации.

 

Согласно принятому закону, социально ориентированные организации имеют право на получение государственной поддержки в приоритетном порядке. Со стороны государственных органов и местных администраций им может быть оказана финансовая, имущественная поддержка за счет бюджетных средств, а также предоставлены льготы по уплате налогов и сборов. Кроме того, благотворителям, оказывающим поддержку социально ориентированным организациям, также предоставляются дополнительные налоговые льготы.

 

3. Одним из ведущих законов для организаций, ведущих деятельность в сфере социального служения является  Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 (в ред. от от 23.12.2010), а также

 

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995  (в ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

 

5. 17 июля 2009 г. был принят Федеральный закон «О защите конкуренции» № 173-ФЗ (ред. от 25.11.2009).Новая редакция ст. 17.1 этого закона отменяет обязательное ранее для религиозных организаций требование о проведении конкурсов (аукционов) для заключения договоров безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, распространяющееся, в том числе и на объекты благотворительного, социального или образовательного назначения. Аналогичный порядок заключения договоров предусмотрен данным законом и для негосударственных образовательных учреждений, созданных религиозными организациями.

6. 30 ноября 2010 года президентом РФ Д. Медведевым подписан Федеральный Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» № 327-ФЗ. К таким объектам законопроектом отнесены не только культовые объекты, но также и здания духовных и воскресных а также строения, возведенные для обустройства монашеского жития или для организации паломничеств. Это относится как к жилым, так и к нежилым помещениям. Впервые предусматривается возможность безвозмездной передачи религиозным организациям тех объектов, которые, хотя формально и не имеют религиозного назначения, однако входят в состав монастырских и иных культовых комплексов.

 

7. Насущным вопросом является оформление статуса детских приютов, действующих при храмах и монастырях, большинство которых не зарегистрировано в качестве самостоятельных юридических лиц. Органы опеки и попечительства ссылаются на позицию Министерства образования и науки Российской Федерации, выраженную в его письме № 06-364 от 31.08.2010, согласно которому религиозные организации не имеют права непосредственно выполнять функции содержания и надзора в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Однако такая позиция Министерства не соответствует действующему законодательству, которое предусматривает возможность помещения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в некоммерческие организации любых организационно-правовых форм, в том числе и в религиозные организации. В связи с этим храмы и монастыри должны отстаивать принадлежащее им по закону право иметь в своей структуре детские приюты без регистрации их в качестве юридического лица.

 

При наличии в подобных приютах большого числа воспитанников целесообразно регистрировать такие структуры в качестве самостоятельных юридических лиц, с закреплением всех полномочий по управлению приютами за настоятелями храмов или монастырей.

За помощью в переговорах с органами опеки следует обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии либо в Отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

 

При организации учреждений помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо руководствоваться целым пакетом государственных законодательных актов. Для облегчения ориентации в огромном пакете законов и подзаконных актов благотворительным фоном "Берега" полготовлено и выпущено справочное пособие «В помощь детям-сиротам. Краткий обзор законодательства субъектов Российской Федерации по мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 

Отдельно доступен для скачивания раздел по законодательству Московской области в области поддержки детей-сирот.

 

Сфера организации помощи учреждениям для детей-сирот регулируется следующими законодательными актавми:

 

8. В первую очередь, это «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ст. 121-123, 155.1, 155.2, 155.3), где рассматриваются вопросы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, проблемы их выявления, учета и дальнейшего устройства в специализированные организации.

 

9. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ст. 31-40) определяет понятия «опека» и «попечительство», перечисляет существующие государственные органы опеки и попечительства, определяет порядок исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей, Здесь рассматриваются вопросы распоряжения имуществом подопечного и случаи отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

 

10. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (принят ГД ФС РФ 11.04.2008).

 

11. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) (ст. 1, 15) регламентирует вопросы защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

12. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999) (ст. 1, 4, 13) определяет перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

 

13.  «Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 216) регламентирует вопросы организации деятельности центра, условия приема и содержания несовершеннолетних, вопросы кадрового обеспечения подобного рода учреждениями распоряжения имуществом.

 

14.  «Примерное положение о социальном приюте для детей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 216) определяет специфику функционирования приюта.

 

15. «Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 216) раскрывает особенности деятельности детских социальных центров.

 

Деятельность детского приюта направлена не только на развитие и воспитание сирот, но и на их образование. В связи с этим при организации подобного рода учреждений следует брать во внимание и пакет законодательных актов системы образования. Среди них:

 

16. Федеральный закон «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 (ст. 11, 12), где необходимо обратить внимание на то, кто может являться учредителем образовательного учреждения, какие виды государственных и негосударственных образовательных организаций разрешены законодательством, какие типы образовательных учреждений могут быть зарегистрированы.

 

При регистрации учреждения неизбежно обращение к законодательному акту:

 

17.  «Положение о лицензировании образовательной деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N 749).

 

При применении документа следует учитывать, что в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 29.12.2010) с 1 января 2011 года изменен порядок лицензирования образовательной деятельности. Этот порядок на настоящий момент регулирует

 

18. Федеральный закон «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 (ред. от 29.12.2010) (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N 749). Статья 33.1. Лицензирование образовательной деятельности.

 

Законодательные особенности функционирования разных типов учреждений можно изучить в соответствующих законодательных актах:

 

19. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1203, от 28.08.1997 N 1117, от 30.03.1998 N 366, от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216).

 

20. «Типовое положение об образовательном учреждении» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 30.12.2005 N 854, от 20.07.2007 N 459, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216)».

 

21. «Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 N 919, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216).

Другую сферу социального служения Церкви представляет собой работа с социально незащищенными слоями населения: гражданами пожилого возраста и инвалидами, многодетными и малобеспеченными семьями, несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации.

 

22. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 15.11.1995) (ст. 7-17) определяет право граждан на социальное обслуживание, оговаривает виды  материальной помощи, регламентирует правила социального обслуживания на дому и в стационарных учреждениях. В законе идет речь о предоставлении временного приюта и организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, видах консультативной помощи и  реабилитационных услуг, приводятся основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб.

 

23. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 N 122-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.05.1995) (ст. 5-15, 20, 33) более подробно останавливается на особенностях оказания социальной помощи данным категориям населения.

 

24. При организации социального служения Церкви непременно нужно руководствоваться и местным законодательством. В 2006 г. был принят Закон Московской области «О социальном обслуживании населения в Московской области» (в ред. Законов МО от 01.03.2006 N 28/2006-ОЗ (ред. 27.03.2006), от 26.07.2006 N 127/2006-ОЗ, от 05.12.2008 N 188/2008-ОЗ, от 25.12.2009 N 173/2009-ОЗ, с изм., внесенными решением Мособлсуда от 15.10.2007).

 

25. Также необходимо руководствоваться «Постановлением Правительства Московской области «О поддержке благотворительной деятельности Русской Православной церкви» № 186/17 от 17.05.2002 (в ред. от 06.11.2002 N 521/42, от 01.08.2005 N 524/29, от 14.10.2009 N 841/41).

 

Социальная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам, многодетным и малобеспеченным семьям, несовершеннолетним, нуждающимися в социальной реабилитации неизбежно приводит и к оказанию им в той или иной форме медицинской помощи. Как при организации приходских медицинских кабинетов, так и при организации специализированных реабилитационных учреждений необходимо учитывать и законодательную базу в области здравоохранения.

 

26. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ст. 14, 15).

 

27. Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 241, от 21.04.2010 N 268, от 24.09.2010 N 749).

 

28. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» (в ред. Постановления Минтруда РФ от 26.03.2001 N 28, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2008 N 665).

 

29. «Методические рекомендации по организации социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. Постановления Минтруда РФ от 27.07.1999 N 29).

 

30. «Рекомендации   по   организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (в ред. Постановления Минтруда РФ от 23.01.2004 N 2).

 

Это лишь небольшой перечень законодательных актов, которые следует учитывать в своей работе как ответственному по социальному служению в благочинии, так и приходскому священнику. Российское законодательство постоянно обновляется, принимаются новые законы и поправки к ним, поэтому при принятии окончательных решений следует обращаться к обновленной законодательной базе, либо в Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской епархии.

 

Сделить за выходом новых редакций документов вы можете на Интернет-ресурсе«КонсультантПлюс»: consultant.ru/online

План мероприятий