Никитята на фестивале "Радонеж"

01.12.2013

Вот хорошо было раньше: прогулял школу, включил с утра телевизор, а там – документальные фильмы. Не хочешь за партой? Ладно, просвещайся на диване. И про колхоз покажут, и про шахтеров. Не то, что в нынешнее время…

Нас пригласили на 18 Международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». Никитята обрадовались и, конечно, все захотели поехать. Так собирались и наряжались, что бутерброды дома забыли. Это было самым главным разочарованием. Только отъехали от дома из всех концов автобуса понеслось: «Есть хочу». На предложенный (незабытый) рис отреагировали вяло: «Не хочу». Хитрость стала понятна при первой же остановке на заправке – оказалось, что все хотят чипсов. Татьяна Сергеевна и тетя Аня поворчали, предложили поголодать, но заветные чипсы и вафли все-таки купили. Стоны прекратились и по Москве мы ехали под веселый хруст.

В Доме кино нас очень радушно встретили, помогли раздеться, проводили в зал, где ребята, как Буратино, расселись «в самом первом ряду». Тут-то и выяснился подвох: фильм будет не художественный, и не мультик, а документальный. Искушенные в зрелищах и развлечениях дети только из послушания остались в своих креслах.

Их заворожила музыка. Первый фильм «Только на Арбате» режиссера и сценариста Олеси Фокиной посвящался Эдуарду Артемьеву, его творческой судьбе. Под звуки трубы из «Свой среди чужих, чужой среди своих», под какофонию оркестра на экране показывали пейзажи родной страны. Дух захватывало от соответствия музыки и природы. Композитор рассказывал о своей работе, взлетах и творческом простое, о присутствии Бога в своей жизни. Автор музыки ко всем фильмам Михалкова, за исключением одного, главным произведением своей жизни считает оперу «Преступление и наказание», показанную лишь однажды молодыми актерами под дождем на Арбате.

Начался второй фильм. «Вечный странник» режиссера Татьяны Скабард о художнике, писателе, актере, философе Шавкате Абдусаламове. Нам, православным, было странно слушать рассуждения героя о вечных вопросах бытия где намешаны буддизм, мусульманство, христианство и не понятно что еще, так как ни к какой конкретной религии художник себя не относит. Прости, Господи, мою гордыню, но в смысле жизни даже я лучше разбираюсь.

А вот третий фильм «Искусство на кончиках пальцев» режиссера Алексея Погребнова и сценариста Ольги Самсоновой понравился. В нем рассказывалось о замечательном художнике – аниматоре, лауреате многочисленных премий Александре Петрове. Он вместе со своим сыном Дмитрием делает мультфильмы. Причем рисуют они кончиками пальцев. Наверное, поэтому краски на их рисунках так плавно перетекают одна в другую. Как живые и ветер, и море, и эмоции людей. Нам показали отца и сына в студии за работой, дома, и в родной деревне. Там на берегу тихой речки стоял когда-то их ныне сгоревший дом. Среди бурьяна они находили обугленные предметы быта, как осколки валяющиеся в траве, и вспоминали как собиралась под вязами за столом большая семья, как дед выходил на берег и звал внука завтракать. И в голосе, и во взглядах чувствовалась щемящая тоска по ушедшему времени. Но для меня главную мысль высказала жена художника Юлия. Это было давно. Алексей Петров работал в Канаде над фильмом «Старик и море». И жил там с семьей целых два года. И там было очень хорошо.  И был налаженный шикарный  заграничный быт. А фильм номинировали на «Оскар». Вот он, счастливый билет, сразу и навсегда дающий американское гражданство, славу, деньги. И не приняли они все это по единственной причине: «Вот входишь в зал – а по рядам шепот: «Русские пришли». За право и честь оставаться русскими они вернулись в Россию. Без комментариев.

Хочу сказать огромное спасибо организаторам фестиваля, пригласившим нас и познакомившим с такими интересными людьми. Ведь обычно кажется, что музыка возникает сама по себе, и картинки в мультфильмах сразу живые. И чем талантливее работа, тем меньше она принадлежит своему автору. Мы любим ее, она наша.

Два с половиной часа шел просмотр в общей сложности. Наши дети ни разу не спросили когда все закончится. Они все поняли, им было неожиданно интересно.

Впечатления о закрытии фестиваля

Вчера мы, представители Никитского храма, были удостоены великой чести: нас пригласили на торжественную церемонию закрытия 18 Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж». Наш настоятель отец Амвросий очень сожалел, что не смог сам поехать, но нас, к огромной нашей радости, благословил. Все сфотографировать, записать, подробно рассказать, что и как. Я волновалась: из всего подобного видела только «Оскара» по телевизору. Там все блистают, улыбаются. Лоск и гламур. Неужели там так же будет?

Атмосфера в фойе поразила душевностью и теплотой. Никакой помпезности и напыщенности, просто люди пришли встретиться, пообщаться, поддержать друг друга. Уже потом, во время церемонии, выяснилось, что многие победители из-за загруженности даже за наградой придти не смогли, друзей-коллег-соратников направили, когда уж им гламурить. Как-то все по-семейному, без конкуренции. Полный зал народу, свободные места нашли только под потолком. Зазвучали фанфары, свет выключили.

И как писать?! Мы же пресса, хоть и доморощенная.

Ведущий Борис Корчевников пригласил на сцену президента Фестиваля Евгения Никифорова, который зачитал послание Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла к организаторам, участникам и гостям фестиваля, в котором говорилось о том, как необходимо сейчас, во время пропаганды страстей, возвращать в жизнь евангельские идеалы «Милосердия, справедливости, любви к Богу и ближним».  А дальше я вообще перестала успевать записывать. Несмотря на всю задушевность обстановки, проходила церемония очень динамично, ведущий тараторил, всем бы так уметь. Как зовут этого бородатого деятеля? А этого? Слушать их было гораздо интереснее, чем перечислять все регалии, несомненно, заслуженные. Так искренне и с огромной любовью приглашали они на сцену лауреатов, рассказывали о фильмах – победителях, о трудности выбора, когда все заслуживают самой наивысшей награды, а приходится «Буквально резать по живому» как сказала член жюри Фестиваля народная артистка РФ Валентина Теличкина. На сцену выходили режиссеры, сценаристы, операторы, среди которых были светские люди, священники и монахини. Им не торжественно, нет, им трепетно вручали серебряную медаль Преподобного Сергия Радонежского, икону (с последнего ряда смога разглядеть Серафима Саровского), книгу, букет и набор посуды, комплект которых за кулисами успели потерять, найти, и, видимо, снова потерять.

А еще нас радовали своим творчеством детский хореографический ансамбль «Росинка», казачий Оптинский хор, народная артистка России Лариса Курдюмова и многие другие. Особенно запомнилась финальная детская пляска.

Очень хотелось остаться и посмотреть фильмы – победители, да и вообще все фильмы, участвовавшие в фестивале, но время позднее, еще надо на электричку успеть. Будет чем заняться в свободное время (откуда только оно возьмется). Домой везли душевную теплоту фестиваля и скорбные мысли, что записи сумбурные, поди в них разберись. Если еще пригласят – возьмем диктофон, сядем прямо на сцене и ничего не упустим. Вот прямо так батюшке завтра и скажем.

Не остался незамеченным «Радонеж» и среди светских властей. Свои приветствия Фестивалю направили Президент российской Федерации В.В. Путин, первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ А.П. Трошин, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Я.Е. Нилов, министр Культуры РФ В.Р. Мединский, председатель Союза кинематогрофистов Н.С. Михалков.

 

Теги:

План мероприятий