Поход на язык тролля

Советую трезво оценить свои водительские навыки: это сложная горная дорога с 17 крутыми поворотами. Мобильная связь ловит на всем пути к Языку Тролля — один российский банк даже дозвонился мне, чтобы предложить кредит. По дороге заскочим на скалу Preikestolen, которая менее популярна чем Язык Тролля, но с которой открывается не менее живописный вид на бирюзовые воды озера Рингедалсветн и его скалистые берега. Можно было взять с собой селфи-палку , но она вряд ли передала бы масштаб Языка. По пути шаттл проезжает городок Тюсседаль — там тоже садятся туристы.

Третий день — хайк к Языку Тролля и отдых после него. Мы выехали из Одды к месту старта в , а вернулись примерно в Пообедали, из последних сил погуляли по городу и пошли отдыхать. Четвертый день — дорога из Одды в Осло и прогулка по столице Норвегии.

Оттуда мы продолжили путешествие по Скандинавии: отправились в Гётеборг на концерт Rammstein, а завершили отпуск в Стокгольме. В году между Россией и Норвегией нет прямых рейсов, но можно долететь с пересадками. В Бергене находится ближайший к Одде аэропорт, но самолеты из Москвы и Санкт-Петербурга летят туда с несколькими стыковками.

До Осло можно долететь с одной пересадкой в Стамбуле. Еще один вариант пересечь границу с Норвегией — добраться до Мурманска, а оттуда — до норвежского Киркенеса автобусом.

Билеты покупают на tutu. На легковом автомобиле с российским номером пересечь границу не получится: с 3 октября Норвегия запретила им въезд. Мы с женой прилетели из Иркутска в Петербург, затем на автобусе отправились в Хельсинки.

Летом года граница Финляндии была открыта для туристов. В Финляндия разрешает въезд туристам из России, если они едут транзитом в страну вне Шенгенской зоны. В Норвегию без особых оснований попасть не получится. Подробнее об этом рассказывали в другой статье в Тинькофф Журнале. Я покупал билеты за неделю до поездки. В Хельсинки мы сели на самолет до Бергена. Из Осло. Дорога из Осло на автобусе займет около 7 часов в одну сторону.

Билеты выгоднее покупать как минимум за месяц до поездки. Например, в мае я смотрел билеты на июль. Билеты покупают на сайтах перевозчиков, например vy. На платформе А12 есть автоматы компании Vy. Еще проезд можно оплатить у водителя картой зарубежного банка. Из Бергена до Одды доезжают на автобусе с пересадкой на паром за 3—4 часа.

Мне кажется, оптимальный вариант — автобус компании Skyss: билеты на него дешевле других, а время в пути — 3 часа. Расписание смотрят на сайте Skyss , билеты покупают в приложении , на автовокзале или напрямую у водителя. Везде оплачивают картой иностранного банка.

Мы покупали билеты на автостанции Бергена в терминале самообслуживания, поскольку в воскресенье кассы были закрыты. При покупке надо выбрать маршрут из зоны А в зону D. Мы решили подстраховаться и купили билеты, которые действуют 24 часа. В году цены не изменились. Паромная переправа занимает 20 минут и вносит разнообразие в поездку. Пересадка входит в стоимость билета.

Удобнее всего воспользоваться шаттлами — они доставляют туристов из Одды к стартовой точке Skjeggedal P2 , откуда начинается восхождение к Языку Тролля. Такая поездка экономит 1,5—2 часа пешего пути до Языка. Шаттлы ходят только в сезон — до 24 сентября. Шаттл до Skjeggedal P2 стартует от кемпинга Trolltunga и дальше подбирает туристов на автобусных остановках.

Время в пути от кемпинга до конечной — 30 минут. По пути шаттл проезжает городок Тюсседаль — там тоже садятся туристы. Рекомендую купить билет заранее на сайте trolltunga-shuttle. Если вы оплатили поездку и проспали, билет аннулируют — придется покупать новый. Советую брать билет в обе стороны: после хайка идти пешком до Одды тяжело — это 12,5 километра по горной дороге. Рекомендую преодолеть 4 километра крутого метрового подъема на нем.

Те, кто поднимался пешком, говорят, что это самый мучительный участок хайка. У моей жены старые травмы колен, поэтому я посчитал, что ей ни к чему лишние нагрузки. Благодаря шаттлу мы сэкономили время, силы и одними из первых оказались у Языка.

Билеты до Magelitopp P3 покупают на сайте trolltunganorway. Лучше сделать это сразу, как доберетесь до Р3, чтобы гарантировать себе место на обратном пути. Если в шаттле, который идет наверх, остается свободное место, можно сесть и без онлайн-бронирования, но надо купить билет в специальном киоске.

Он работает только по безналичному расчету. Мы не знали об этом. Пришлось договариваться с человеком в очереди, чтобы он заплатил за нас картой, а мы отдали ему наличные. Повезло, что мест в шаттле хватило и нам, и тем, кто заплатил за нас с супругой.

Иначе пришлось бы полчаса ждать следующего рейса. На своем автомобиле доезжают до Skjeggedal P2 и оставляют машину там. Парковка рассчитана на авто. Как мне показалось, мест достаточно, поскольку летом большинство туристов добираются до точки на шаттлах.

Но для гарантии лучше приезжать рано утром, когда людей еще мало. Туда запрещено въезжать автомобилям высотой больше двух метров, домам на колесах и мотоциклам.

Организаторы просят заранее распечатать билет, чтобы показать его персоналу у шлагбаума. Советую трезво оценить свои водительские навыки: это сложная горная дорога с 17 крутыми поворотами. Такси можно забронировать на определенное время. Номера телефонов есть на сайте trolltunga. Если вы путешествуете с друзьями, можно разделить счет — получится даже выгоднее, чем на шаттле.

Для нас с женой это был первый горный поход. Мы не знали точно, чего ждать, справимся мы или нет. Когда вышли из шаттла, легко сориентировались, куда идти дальше: у тропы стоит указатель с надписью Trolltunga и стрелкой с направлением. Подъем от Р3 — трасса на выносливость и терпение. Пологие участки сменяются крутыми.

Общая высота, на которую надо подняться, — где-то метров. Наше восхождение началось в Нас тут же окутал туман. Шел мелкий дождь, вода тонким слоем стекала вниз по тропе туда, откуда мы начали подъем. Не о таких условиях мы мечтали, когда планировали поездку.

Перенести хайк мы не могли: уже оплатили шаттлы и гостиницы, пришлось бы менять график остального путешествия. Было обидно, что погода плохая, но в то же время я был уверен, что цель стоит стараний. Затем началась лестница из камней. Подъем по ней поначалу казался нам не по силам. Первые 40 минут супруга говорила, что, возможно, мы зря это затеяли и стоит пойти обратно. Но я не допускал такой мысли: слишком тяжело дались планирование и дорога в Норвегию, чтобы так просто сдаться.

Раз приехали, нужно идти до конца. В какой-то момент мы втянулись в процесс и подъем стал проще — нужно было просто перетерпеть первый километр. Еще нам казалось, что мы замерзнем. Мы были одеты в городскую одежду — джинсы и кроссовки. Они промокли сразу же , ощущения были неприятные.

Поход на язык тролля

Хорошо, что перед хайком купили непромокаемые куртки, — думаю, они спасли нас от простуды. А еще было чувство, что сильный ветер выдувает воду из одежды как фен. К стало светлее, погода немного улучшилась. Нам открылись панорамы гор. Крутые подъемы сменились затяжными, но пологими. Мы предвкушали боль в мышцах на следующий день. Но было здорово после преодоления очередного подъема посмотреть по сторонам, увидеть озеро в метрах ниже и удивиться, что мы поднялись выше облаков.

Дорога все время менялась: камни, грунтовая тропа, снова камни. Но по ним уже не надо было подниматься в гору, как в начале пути. На грунте нужно быть внимательным: мы часто поскальзывались, но, к счастью, обошлось без падений. По пути мы видели ручьи и водопады. К каждому хотелось подойти, половить дзен под шум воды.

Привалы напрашивались сами собой: хотелось сделать больше памятных фотографий. Но надолго мы не останавливались: дул холодный ветер, нужно было двигаться, чтобы не замерзнуть. Атмосфера на тропе дружелюбная, почти каждый встречный здоровался.

Люди были разные: одни — такие же новички в хайкинге, как и мы, другие — физически подготовленные. Например, нас обогнал молодой парень, который шел широким шагом, засунув руки в карманы. Не успели мы дойти до Языка, как он уже повернул обратно. У нас с женой всю дорогу была одышка, а он спокойно дышал через нос и демонстративно перепрыгивал с камня на камень.

На последнем километре-двух было холоднее всего. В некоторых местах тропа шла по ущелью, а там ветер дул сильнее. Даже в теплые дни на этом участке пригодятся куртки и шапки. Чувство, что осталось идти совсем немного, мотивировало преодолеть последние рубежи. Наконец мы совершили еще один подъем и увидели Язык Тролля. Тропа к нему идет вдоль обрыва. Там есть пара выступов, откуда можно рассмотреть Язык и сделать красивые фотографии. Но снимки не передают масштаб: в реальности размеры поражают.

Я был в восторге, что природа создала такое место, а люди его нашли. Мы поспешили занять очередь: места на выступах мало, и иногда приходится ждать час, чтобы сделать фото с хорошего ракурса. Но перед нами была всего пара человек: туристы не задерживались, поскольку ветер был холодным и пронизывающим. Мы попросили молодого человека — тоже туриста — сфотографировать нас с супругой на Языке. К нему спускаются по лестнице из железных прутьев, их вбили в камень.

Мне показалось, что поперек Языка свободно встала бы грузовая Газель.

ЛАГЕРЬ РОДЕ В НОРВЕГИИ

Вдвоем на нем просторно, но все равно страшно сорваться с метрового обрыва. Садиться на край Языка ради снимка я не решился. Наш фотограф справился на троечку: сделал на мой телефон 40 одинаковых вертикальных фотографий и даже не попробовал повернуть камеру горизонтально. Можно было взять с собой селфи-палку , но она вряд ли передала бы масштаб Языка.

А вот с дроном получилось бы сделать больше интересных снимков. Ограничений на использование квадрокоптера в Норвегии почти нет, но есть ряд простых правил , которые нужно соблюдать. Перед походом мы представляли, что с Языка Тролля будет видно озеро, водопады и снежные шапки гор. Но у погоды были свои планы: из-за тумана мы не видели ничего дальше трех-пяти метров. Потом поняли, что такой хайк запомнится лучше, о нем будет интереснее рассказывать.

Когда мы показывали фотографии другим путешественникам, они искренне за нас радовались и говорили: «Главное, вы справились». Возле Языка Тролля мы провели минут десять. За это время успели посмотреть на него со стороны, найти того, кто нас сфотографирует, самим сделать снимки и приготовить бутерброды.

Задерживаться не стали: от холода зуб на зуб не попадал. Спускались буквально бегом: хотели быстрее дойти до участка, где ледяной ветер стихает и можно спокойно перекусить и поменять мокрые носки на сухие. Это зависит от погоды, физической подготовки и места старта.

Путь от P2 занимает примерно пять часов, от P3 — около трех.

Поход на язык тролля

Мы с супругой тоже уложились в три часа, несмотря на туман и дождь и с учетом привалов и фотосессий. Обратный путь до P2 занял у нас четыре часа: мы не пользовались обратным шаттлом, а спускались по серпантину легким бегом.

Супруга придумала пробежать от P3 до P2 трусцой: нам показалось, что так мы меньше нагружаем колени и не тратим силы, чтобы тормозить при спуске. Нам было смешно наблюдать за реакцией людей.

Они смотрели с недоумением и хихикали: перед нами люди шли пешком, с одышкой, а мы после хайка бежали бодро. Следующий этап как и в прошлый раз был таким: идешь тупо глядя под ноги и по сторонам не смотришь. Последние 4 км оказались самыми затратными по времени. В зависимости от сезона дорожки меняются: в прошлый раз я был здесь в августе и снега почти не было. Ручьёв тоже было мало. Сейчас довольно часто на пути лежат языки снега и видно что в него проваливаются не глубоко.

Дошли до языка около Те, кто пришли с ночевкой — ставили палатки. Мы оказались единственными, кто пришел без ночевки в это время все дневные туристы уже вернулись домой. Сделали несколько фото, выпили принесенную с собой банку теплого Гиннесса и пошли обратно. Пока шли обратно обратный путь конечно же короче по времени — встретили несколько групп, шедших с ночевкой. По пути попадались уже поставленные кое-где палатки. Так как сейчас в Норвегии белые ночи — заблудиться не боялись.

Только в самом начале зарулили в тупик с обрывающейся в ущелье тропинкой. Далее все было ок. Вернувшись к машине в первым делом позвонили в отель и там сказали: — ребята все ок, мы так и поняли, что вы на Троллтунгу полезли. Третьим делом — приехав в отель могу рекомендовать мотель Trolltunga Guesthouse — я залез в горячий душ. На самом деле никакое это не место силы — Язык Тролля. Просто это — личный «Эверест». Когда ты совершаешь этот поход — ты проверяешь себя. Ставишь перед собой цель и ее достигаешь.

Может быть поэтому имеет место эйфория я писал о ней в первый раз , когда доходишь до языка. А так, это место — самое обычное, ничем от других мест в Норвегии не отличающееся. Перейти к содержанию. Search for:.

Зеландию Нужна ли виза? В итоге ты окажешься на паркинге, где и находится официальное начало трека на Троллтунгу.

Автобусы выезжают два раза утром в , туда и забирают в и обратно. Как подготовиться к восхождению?

Поход на язык тролля

Путь туда-обратно к Языку Тролля занимает 22 километра. Рекомендуемый период для самостоятельного восхождения на Троллтунгу — с середины июня до середины сентября. В это время стоит сухая и теплая погода. Хотя последнее утверждение верно только по меркам самих норвежцев. Наш поход состоялся 1 августа, градусник показывал около 12 градусов, тучи все время грозились пролиться дождем и на обратном пути так и сделали пару раз.

Поэтому при поездке в Норвегию нужно придерживаться принципа «нет плохой погоды, есть плохая одежда». Нужно перепрыгивать с камня на камень и удерживаться рукам за кусты. Дальше начинается долина, где разбросаны дома местных и последние следы цивилизации.

10 ЛУЧШИХ МЕСТ НОРВЕГИИ, КОТОРЫЕ НУЖНО УВИДЕТЬ В ЖИЗНИ [РЕЙТИНГ] - НОРВЕГИЯ 2024

Экипировка для этого подъема очень важна и составляет чуть ли не половину успеха. Первое, на что нужно обратить внимание — это трекинговая обувь с рифленой подошвой и непромокаемой мембраной сверху. В ней твои ноги скажут тебе большое спасибо за весь преодоленный путь, скользкие валуны, месиво из грязи и горные реки.

Второе — это непромокаемая куртка или дождевик с подкладкой, которые не будут прилипать к телу. Лучше, если с собой будут и непромокаемые трекинговые штаны, на случай, если дождь будет продолжаться все 10 часов. Маршрут достаточно специфический, поэтому трекинговые палки только осложняют путь в некоторых местах. Восхождение занимает примерно 10 часов с привалами и остановками.

Поход на язык тролля

Подъем туда занял у нас 4,5 часа, примерно час мы провели, делая фотографии знаменательного момента, поедая бутерброды и строя пирамиду из камней, еще полчаса на обратном пути был выделен на сбор черники на склоне фьорда, чтобы не засиживаться внизу в ожидании автобуса. Как же выглядит сам путь? Она отлично обозначена и через каждый километр встречаются указатели, сколько осталось до Языка и обратно до парковки.

Первый километр считается самым тяжелым, поэтому для его преодоления был построен фуникулер. К сожалению, он уже лет как десять не работает и тебе придется идти пешком. Только не вздумай идти по прогнившим шпалам фуникулера — можно сорваться вниз. В его обход есть два пути, мы испробовали тот, что короче и начинается сразу слева от фуникулера. Сначала идет усыпанная гравием вперемешку с песком дорога, ее как раз сейчас прокладывают в скалах машинами, но примерно за метров до конца пути фуникулера она обрывается и начинается скала с красной нитью маркировка маршрута.

Тут нужно перепрыгивать с камня на камень и удерживаться рукам за кусты. Потом тебе придется карабкаться по огромным валунам на гору и пересекать водопады, долину озер и снегов, ущелья, спуски и подъемы. О близости заветного выступа будет предупреждать толпа людей — примерно минут двадцать придется потратить на преодоление очереди, и вот последний рывок — прыжок на Языке. Весь пройденный путь — это захватывающие дух пейзажи, но финал — это почти остановившее сердце.

Кажется, что все нереально: и построенная крепость из камушков на краю фьорда, и игра в снежки первого августа, и взгляд в пропасть на голубые воды озера, окруженного горными снежными вершинами. Дорога обратно не легче, как мы предполагали.

Начинается дождь и засохшая ранее грязь размокает, поэтому, периодически скользя, мы только около оказываемся на парковке автобуса. К сожалению, погода в Норвегии изменчива, поэтому дождь может своими тучами подпортить тебе панораму, хотя она все равно будет невероятной. Текст и фото — Наталья Герасименко. Если хочешь отблагодарить 34travel за своевременную новость о распродаже лоукостера, большой гайд или подсказки по части заведений, то проще всего сделать это через Ko-fi.

Всего пара кликов, никаких регистраций, комиссий и подписок.